Контакты департамента методологии учета и аудита
Телефон:
+7 495 280-1829
E-mail:


"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2008, N 36

Некоммерческие учреждения здравоохранения: анализ типичных ошибок в учете и отчетности

Характерные ошибки в бухгалтерском учете и отчетности некоммерческих учреждений здравоохранения, созданных в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для оказания медицинских услуг, условно можно объединить в следующие группы:

  • несоответствие учетной политики действующему законодательству;
  • необоснованные учетные записи;
  • ошибки в периоде признания расходов;
  • ошибки в учетных записях;
  • ошибки при составлении годовой бухгалтерской отчетности.

Несоответствие учетной политики действующему законодательству

Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений), установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденным Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.).

Согласно п. 10 ПБУ 1/98 способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа.

Из положений п. 12 ст. 167 и ст. 313 НК РФ следует, что учетная политика должна утверждаться до начала года, с которого она будет применяться.

Зачастую учетная политика некоммерческих учреждений здравоохранения не соответствует нормам действующего законодательства Российской Федерации, а именно:

  • отсутствует в качестве приложения к учетной политике рабочий план счетов бухгалтерского учета (п. 5 ПБУ 1/98);
  • отсутствуют в качестве приложения к учетной политике правила документооборота и технология обработки учетной информации (п. 5 ПБУ 1/98);
  • не был разработан и утвержден порядок контроля за хозяйственными операциями (п. 5 ПБУ 1/98);
  • не утверждены в качестве приложения к учетной политике самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов (п. 5 ПБУ 1/98);
  • предусматривается возможность добровольной переоценки ОС по решению учредителя, которая может производиться только коммерческой организацией (п. 15 ПБУ 6/01);
  • предусматривается учет в составе объектов ОС белья и постельных принадлежностей.

Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, к основным фондам не относятся постельные принадлежности независимо от их стоимости и срока службы.

В соответствии с пп. "г" п. 50 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, постельные принадлежности не относятся к ОС и учитываются в организациях в составе средств в обороте, т.е. в составе МПЗ;

установлено, износ по ОС, закрепленным на праве оперативного управления НУЗ и (или) приобретенным за счет средств целевого финансирования, начислять один раз в год.

Согласно п. 17 ПБУ 6/01 по объектам ОС некоммерческих организаций амортизация не начисляется. По ним на забалансовом счете 010 "Износ основных средств" производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом применительно к порядку, приведенному в п. 19 ПБУ 6/01. Линейным способом амортизация начисляется исходя из установленного срока полезного использования объекта, который утверждается приказом руководителя организации. В редакции ПБУ 6/01, действовавшей до 2006 г., было указано, что износ начисляется в конце отчетного года. Теперь эта фраза отсутствует, есть отсылка к порядку, установленному в п. 19 ПБУ 6/01, согласно которому начислять амортизацию следует ежемесячно начиная с месяца, следующего за вводом ОС в эксплуатацию. Таким образом, начисление износа на счете 010 "Износ основных средств" также должно производиться ежемесячно.

Необоснованные учетные записи

Эта группа ошибок связана с нарушением ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ), согласно которому все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, имеющими обязательные реквизиты. Чаще всего допускаются следующие записи.

1. Отражение в бухгалтерском учете затрат при оказании услуг сторонних организаций производится на основании счетов-фактур, акты сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) отсутствуют.

Согласно п. 1 ст. 169 НК РФ счета-фактуры предусмотрено применять как инструмент контроля в расчетах с бюджетом по НДС. Кроме того, в счетах-фактурах отсутствуют обязательные реквизиты в виде содержания хозяйственной операции, наименования должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций, и их личные подписи. Например, в счетах-фактурах отсутствуют подписи заказчика, принимающего выполненные работы (оказанные услуги), и исполнителя, сдающего выполненные работы (оказанные услуги), а также конкретные виды работ (услуг), выполненные исполнителем.

2. При направлении работников в командировку не оформляется "Служебное задание и отчет о его выполнении" по унифицированной форме N Т-10а.

При направлении сотрудника в служебную командировку непосредственный руководитель работника формулирует ему служебное задание. Задание оформляется на бланке унифицированной формы "Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении" (форма N Т-10а), утвержденной Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1. Он используется для оформления и учета служебного задания, а также отчета о его выполнении.

3. Оприходование в бухгалтерском учете ОС (дебет счета 01 "Основные средства", кредит счета 08 "Вложения во внеоборотные активы") зачастую не подтверждается актом приема-передачи основных средств по унифицированной форме ОС-1.

На основании Указаний по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету основных средств, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7, акт о приеме-передаче объекта ОС формы N ОС-1 (ОС-1а, ОС-1б) применяется для документального оформления и учета хозяйственных операций приема, приема-передачи объектов ОС в организации или между организациями для:

а) включения объектов в состав ОС и учета их ввода в эксплуатацию (для объектов, не требующих монтажа, - в момент приобретения, для объектов, требующих монтажа, - после приема их из монтажа и сдачи в эксплуатацию), поступивших:

по договорам купли-продажи, мены имущества, дарения, финансовой аренды (если объект ОС находится на балансе лизингополучателя) и др.;

путем приобретения за плату денежными средствами, изготовления для собственных нужд и ввода в эксплуатацию законченных строительством зданий (сооружений, встроенных и пристроенных помещений) в установленном порядке;

б) выбытия из состава ОС при передаче (продаже, мене и пр.) другой организации.

Наличие такого акта подтверждает ввод в эксплуатацию и правомерность начала начисления амортизации или износа по инвентарному объекту ОС.

4. Начисление заработной платы производится при отсутствии табеля учета использования рабочего времени. Не всегда подтверждается учетными данными время, оплаченное в повышенном размере за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, а также сверхурочно. Не подтверждаются материалами аттестации рабочих мест выплаты, устанавливаемые работникам на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 147 ТК РФ).

Отсутствие табеля учета рабочего времени исключает возможность установить количество отработанных дней, что необходимо для расчета заработной платы работника, и может иметь существенные налоговые последствия.

Табель учета рабочего времени является первичным учетным документом и применяется для учета времени, фактически отработанного и (или) неотработанного каждым работником организации, для контроля за соблюдением работниками установленного режима рабочего времени, для получения данных об отработанном времени, расчета оплаты труда, а также для составления статистической отчетности по труду. Постановлением Госкомстата России N 1 утверждена унифицированная форма Т-13 "Табель учета рабочего времени".

Аттестация рабочих мест подтверждает правомерность оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, в повышенном размере (ст. 147 ТК РФ) по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

На сегодняшний день действует Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденное Постановлением Минтруда России от 14.03.1997 N 12. С 1 сентября 2008 г. вступает в силу Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569.

(Окончание следует)

З.Васечко
Аудитор-консультант
ЗАО "ААФ "АУДИТИНФОРМ"
Подписано в печать
03.09.2008